«Анимационный камень российского кинопреткновения» (часть 2).


Разное 4 Гончаров 3

Часть 6. Как быть с авторским анимационным кино? Неудивительно, что в сложившейся ситуации громче всего слышны душераздирающие стоны представителей именно авторского анимационного кино, перемежающиеся с требованиями выделения им спасительного государственного финансирования. Что же делать государству с надеждами авторов? Поддерживать или не поддерживать? Что оно, государство, взамен получит? Если не подменять действительные государственные интересы интересами отдельно взятых чиновников, то многое.  Конечно, авторскую анимацию необходимо поддерживать. И кому же еще – как не государству? И не только авторские работы нуждаются в стопроцентном государственном финансировании, но и иные короткометражные разножанровые анимационные проекты. Потому что никакой инвестор в здравом уме не выделит на них средства, не имея на сегодняшний день созданным государством внятных механизмов возврата средств из подобных мероприятий в России. А успешные заработки «Смешариков» и «Лунтика» выглядят, скорее, бонусом создателям за отчаянную храбрость, чем являются закономерностью. Авторская анимация – это кузница творцов и профессионалов, призванных внести свою огромную лепту в создание новой российской анимационной индустрии. Талантливые авторские работы могут и должны наполнять досуг маленьких подрастающих россиян, давать им первые сведения об окружающем их мире, учить добру, любви, дружбе и взаимовыручке. Слава Богу, но никак не государству, что благодаря упорству создателей и дошедшей-таки по адресу государственной поддержки пробиваются в виде исключения «лунтики» и «смешарики». Но это крохи для огромного российского пространства. А появлению новых «винни-пухов», «пятачков», «мумми-пап», «мумми-мам», «простоквашинцев» сдерживает отсутствие государственного внимания к проблеме воспитания подрастающего поколения юных граждан Российской Федерации. И это сказано без малейшего преувеличения.   Распределение микроскопических средств Министерством культуры индивидуальным авторам и крохотным авторским группам, давно не является решением существующей проблемы. Хромает метод распределения, не вызывает доверия место распределения, адресность выделения ресурсов часто вызывает неподдельное изумление, а выделяемые ресурсы воистину смехотворны. И это совершенно неудивительно, учитывая, к примеру, тот факт, что на бывшего заместителя министра культуры Александра Голутву, курировавшего развитие российского кинематографа, и ушедшего в отставку якобы по собственному желанию в июле 2010 года, заведено уголовное дело, и бывший высокопоставленный чиновник дает показания по поводу нецелевого расходования средств. Как быть автору? Куда податься, если даже в Министерстве культуры чиновники, призванные поддерживать российское кино – воруют не по-детски? Учитывая, что решение проблемы находится вне возможностей кинематографистов, остается только предполагать и фантазировать. Во-первых, неплохо было бы создать государственные студии производства анимационного кино с самостоятельным бюджетом, как наделенные правом разработки и производства собственных авторских проектов, так и оказания содействия сторонним творческим группам авторов. Идея проста, понятна и легко реализуема. Почему это не происходит? Наверное, у государства нет на это средств. Хотя требуются явно не миллиарды. Во-вторых, необходимо наделить надлежащим бюджетом для создания полноценных дипломных работ все высшие учебные заведения, выпускающие специалистов для анимационной индустрии. И это тоже не Бог весть - какие огромные расходы. Особенно в сравнении с автопарками и количеством недвижимости в собственности чиновников самого разнообразного уровня. Третье – размеры государственной помощи кинематографу должны быть увеличены, рассматриваться должны все заявки, поступающие от авторов, желающих получить финансирование. Госструктура, выделяющая средства должна это делать вкупе с координационным советом представителей из числа опытных профессионалов анимационного производства. Но никак не из медийных лиц, имеющих о производстве анимационных фильмов самое смутное представление. Отказы должны быть внятно сформулированы, информация о получивших государственную поддержку лицах и компаниях должна находиться в открытом доступе, сведения о скорости продвижения «живой очереди» из желающих получить финансирование должны быть видимы в «онлайн-режиме». Как минимум потому, что авторы в анимации – не только творцы, но и производственники, и им необходимо заранее планировать свои действия, особенно если создание фильма подразумевает сбор большой группы. Реализация этих трех пунктов пока недосягаема хотя бы потому, что не высказана ни на одном из мероприятий, посвященных обсуждению состояния анимационной индустрии, ни в одном из кабинетов власти, ни одним человеком, к чьему мнению власть захотела бы прислушаться. И это очень печально. Потому что у каждого действия или бездействия есть свои последствия в самом недалеком будущем.  Часть 7. «Недалекое будущее»  В том случае, если общая ситуация останется такой, какая она есть в настоящий момент, на чудесное появление индустрии анимационного кино надеяться не приходится. Ни через год, ни через пять, или десять. Нет ее в России лет двадцать, и еще столько же не будет, если что-либо кардинально не изменится. И одно можно сказать совершенно точно – сама собой проблема с отсутствием анимационных фильмов точно не решится. Нас ждут, в лучшем случае, случайные редкие всплески энтузиазма производителей, втягивающихся в единичные эксперименты по производству мультфильмов со сложно прогнозируемым исходом. Но количество этих храбрецов вряд ли будет огромным, так как примеры производства существующих проектов уже показали, и показывают, что вернуть средства, вложенные в создание российских мультфильмов, пока не получается. ЦПШ по горло сыт производством так и не вышедшего «Сапсана» (не путать мультфильм с паровозом), а компания «Амедиа» так прогорела на «Нашей Маше…», что вряд ли действительно героический продюсер Александр Акопов еще раз рискнет связаться с анимацией. При всем оптимизме, которым дышали продюсеры «Белки и Стрелки», и прочили своему детищу успешный международный прокат, средств на продолжение проекта они так и не нашли. Студия, сделавшая «Приключения Аленушки и Еремы» разбежалась раньше, чем инвестор в лице кинокомпании «Парадиз» сообразил, что для продвижения анимационных фильмов нужны рекламные кампании, а для сохранения сотрудников – своевременные выплаты заработной платы. В «Глюкозе-продакшен» гордо тлеет который год перекраиваемое творение под названием «Савва», авторы которого скорее заняты неспешным освоением неконтролируемо расходуемого бюджета, нежели созданием художественного произведения. Продюсер Александр Атанесян осуществляет доделку двух самых известных отечественных долгостроев – «Перстень царя Соломона» и «Морской дьявол». Последний, кстати, в ходе любопытных трансформаций странным образом превратился в «Последнего человека из Атлантиды». Но кроме доделки долгостоев, за что ему огромное спасибо, действий по запуску новых проектов Атанесяном не подразумевается. Питерские «Смешарики» пытаются трансформироваться в полный метр, что не так легко, учитывая, что со специалистами по управлению ходом производства фильма там наблюдается, мягко говоря – некоторая незадача. СТВ по-прежнему загружает «Мельницу» заказами на производство рисованных мультфильмов, и порой участвует в совершенно экстремальных экспериментах в виде мульттворения под названием «Носферату: Ужас Ночи». В недалеком прошлом, руководитель компании «БС-Графика» Сергей Баженов надеялся оживить свой почивший проект «Лягушачий рай». Но у него это так и не вышло. И в очередной раз лишился финансирования проект «Боги Зеленой планеты».  Единственный полноценный запуск анимационного фильма совершила получившая вливание государственных средств российская кинокомпания СТВ, и  выделила средства на производство мультфильма «Цыган», производимого… на территории Молдавии. Так же есть информация о запуске производства анимационного фильма по произведениям Александра Волкова компанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и подготовке к запуску производства мультфильма «Снежная Королева» воронежской студией «Бурут». Вот и все крупные события в мире производства серьезной российской полнометражной анимации. Но все выше перечисленное не означает и намека на формирование анимационной индустрии. Даже если к этому прибавить «Мультличности», производимые по заказу Первого канала, «Лунтика» и несколько серий проекта «Маша и медведи». В сухом остатке можно предположить, что в 2010 году российский зритель увидит на экранах лишь один отечественный мультфильм – «Три богатыря и Шамаханская царица». В 2011 году выйдут на экраны еще два российских мультфильма - «Последний человек из Атлантиды» и «Иван Царевич и Серый Волк». В 2012 году выйдут, предположительно, еще три проекта – «Смешарики. Долгая дорога домой», «Перстень царя Соломона» и «Савва». Хотя последний навряд ли из-за полного хаоса в методике производства проекта, о чем свидетельствуют более, чем странные интервью с завидной регулярностью раздаваемые производителями фильма о сверхзапутанной методике производства. В 2013 году, как и в 2014 году, и в дальнейшем российского зрителя не ждет ничего, если только Константин Львович Эрнст не предъявит зрителям к сочинской Олимпиаде мультфильм на спортивную тематику. Об этом намерении Эрнст впервые упомянул на публике летом 2010 года. Однако пока работы по этому проекту не начались. В общем, российским проектам в прокате просто неоткуда взяться, так как на сегодняшний день их толком нет в запуске. Более того – через год-два мировые киноэкраны твердо оккупируют высококачественные американские мультфильмы в формате «стерео 3Д», конкурировать с которыми российским кинопроизведениям можно лишь при достаточных бюджетах. А они невозможны по причинам, которые приведены в этом материале в части 4. Представители авторского кино будут так же сбиваться в невнятные кучки, вздыхать о своих горестях и печалях, выстраиваясь в очередь за субсидией в Министерство культуры. Где им, может быть - повезет с трехкопеечной подачкой, а может – и не очень. В любом случае, большинству не хватит. Но жужжание недовольной стайки комаров, как известно, пробегающему стаду слонов - не помеха. Остатки творческих крылышек на морде несущегося по своим государственным делам слона не остановят, пусть даже в комариной компании некстати окажется пара-тройка воробьев с продюсерским уклоном.  Часть 8. Предложения. Первое предложение – не собираться по поводу спасения анимационной индустрии гуртом, ибо ничего кроме гвалта слышно не будет. Никто из студентов, аниматоров, блоггеров и прочей разношерстной публики ничего, в силу недостатка опыта, внятного на таких мероприятиях не выработает, путного не предложит, коэффициент полезного действия будет ноль. Тем не менее, каким-либо компетентным лицам, одному, двум или трем, но не более, нужно составить некую внятную программу реформы анимационной индустрии, предназначенную для «заброса» на самый высший уровень. В программе этой реформы должны содержаться предложения государству об участии в регулировании производственных отношений внутри участников кинопроизводства. И уровень этот, естественно, должен быть не какой-нибудь крохотулечной программки на телевидении. Уровень - это профильные комитеты Государственной думы, Министерство культуры, Министерство экономического развития, Правительство и Администрация Президента. Но прежде, чем эти предложения по реформированию туда попадут, они, действительно, должны быть предъявлены широкому обозрению. И пункты, затронутые внутри этой программы, будут выходить далеко за рамки проблем одной лишь анимационной индустрии, так как проблемы у анимационной индустрии точно такие же, как и у всего отечественного кинематографа в целом. Кто в действительности может стать инициатором подобных реформ? Конечно, среди них не помешало бы найтись внятным медийным лицам, способным попадать в любые кабинеты. Но у таких лиц, как правило, все и так в порядке, и не факт, что они заинтересуются подобной тратой времени. А если и заинтересуются, то уж точно, не смогут уделять вопросу много внимания. Поэтому на подобное участие рассчитывать не приходится. А значит, подвиг предстоит совершать неизвестным героям. И если такие не появятся, то ждать нам возрождения анимации в России еще лет двести. Если инициаторы реформ все же появятся, то труд им предстоит нелегкий. Ибо реформы эти точно не приведут в восторг инертную массу чиновников, ни кинопоказчиков. Первое, и самое главное, что необходимо реформировать – это систему отношений кинотеатральных сетей с правообладателями. Чтобы анимационные проекты, как и любые другие российские кинофильмы начали окупаться в кинопрокате, нужно повысить процент отчислений кинотеатров производителю до 70-80 процентов. Предвижу негодование кинопоказчиков. Но этому мыльному пузырю однажды придется лопнуть. Государственные структуры эти вопросом пока не интересовались, а производители слабы, и не смеют поднимать голос против частной системы кинопоказа. А пора бы. В 2009 году сборы российских картин составили 176 миллионов долларов, в 2008 году 211,5 миллионов долларов. Кинотеатры оставили себе половину. Нетрудно посчитать – это почти 194 миллиона долларов. Большая часть из производителей при этом оказалась в минусе, а кинотеатры практически озолотились. Понятное дело, если государство задумается – а не помочь ли производителям, отобрав холяву у кинотеатров, стоны начнутся у кинопоказа. Возникнет аргумент: «Нет, ну мы же стараемся, мы же новые кинотеатры открываем…» И можно будет задать встречный вопрос: «И где же эти кинотеатры?». Прокатчики снова ответят: «Их мало, потому что мы мало зарабатываем!» И вот тут государству можно очень мощно выступить, предложив: «Ребята, а давайте государство создаст свою собственную кинотеатральную сеть? И посмотрим – какое это «мало»? Заодно и вас антимонопольная служба проверит…» Что-то я сомневаюсь, что кто-то из кинопоказа уйдет из бизнеса. В худшем случае, кто-то пересядет с «ягуара» на «фольксваген», и то – ситуация маловероятная. Возвращаясь к цифрам, возврат кинотеатрами производителю средств на 10 процентов больше вернет в киноиндустрию за два года на 40 миллионов больше, а если кинотеатры будут оставлять себе лишь 20 процентов – то производителю достанется больше на 120 миллионов очень нужных долларов. Но это только на первый взгляд. Если количество кинотеатральных отчислений увеличится в пользу производителя – российское кино неожиданно окажется на редкость рентабельным производством. А это значит, что и отечественных фильмов производиться будет больше, и их доля в прокате повысится, и вся отечественная киноиндустрия воскреснет, а вместе с ней – и анимация. Вот об этом и необходимо говорить в первую очередь в ходе реформы. Потому что почтовый ящик никак не может быть важнее самого письма. Хотя в российском кинопрокате, как выясняется, такое возможно…  Теперь об авторском анимационном кино. Средств на него государство должно выделять больше. Россия – не такая бедная страна, чтобы экономить на детях и искусстве. Должны быть доработаны способы государственного финансирования авторов и авторских групп, определены источники распределения, установлена прозрачная отчетность за потраченные средства и формы ее контроля. Один государственный орган самостоятельно с такой задачей справиться не сможет. А если попытается, то или способ финансирования будет кривой или прозрачности не будет. Поэтому, как предлагалось выше, средства нужно выделять и учебным заведениям напрямую, чьи студенты работают с анимацией. Нужно создать специальную общественную комиссию, участвующую в отборе финансируемых проектов. И создать помимо Министерства культуры иные учреждения, в чьи обязанности входила бы помощь и развитие отечественной анимационной индустрии. Только так. Иными способами из такой экстремальной ж..пы, простите, не выбраться… Далее… Производители анимационных фильмов, как и любых других, страдают от продажи контрафакта. Необходимо поднять и этот вопрос. Притом, что способы легализации рынка носителей есть, государство упорно ограничивается декларативными способами борьбы с этими преступлениями. Борется с последствиями, не устраняя причину, которой является недоработка законодательных актов и, как следствие – неэффективность их применения. И государству ни в коем случае не следует отмахиваться от предложений правообладателей по искоренению рынка контрафактной продукции, так страдают в этом случает не только правообладатели, но и все граждане страны. Которые, из-за отсутствия у правообладателей нормальных условий создания как фильмов, так и мультфильмов, и любой другой интеллектуальной собственности – просто лишены нормального отечественного интеллектуального контента на любом уровне. В результате в кинотеатрах мы смотрим или низкобюджетную отечественную чушь, или что-то импортное. В телевизоре происходит то же самое, да и на радио, в общем, ситуация такая же. И если у каких-либо чиновников возникнет вопрос – каким образом можно максимально эффективно защищать на территории России интеллектуальную собственность, то, пожалуй, стоит вернуться к событиям 2006 года, и рассмотреть  предложения правообладателей, доблестно проигнорированные сотрудниками Администрации Президента накануне ввода в действие 4 части ГК. Вряд ли они где-то в кабинетах сохранились, но можно спросить, в крайнем случае, у автора этой статьи. В чем их суть – готов рассказать. Создание на территории России единого реестра интеллектуальной собственности и конкретизация с его помощью форм борьбы с производителями контрафактной продукции – вот о чем, собственно, шла речь. И неплохо было бы вернуться к этой теме снова. Ведь сейчас рынок носителей заполнен контрафактной продукцией на 90 процентов. Если бы ситуация развернулась с точностью до наоборот, и эти 90 процентов пришли к правообладателю – отечественное кино могло бы стать одним из самых выгодных объектов для капиталовложений. А вкупе с отрегулированными отношениями между прокатом и правообладателем – и вовсе сверхрентабельным производством. Теперь стоит вспомнить об Интернете. Здесь все теперь очень интересно, не так печально, в отдаленной перспективе выглядит весьма заманчиво, и к счастью, мало зависит от государства. В последнее время начали появляться способы превращения Интернета, как настоящего кошмара правообладателя, в курицу, несущую золотые яйца. Речь идет об оказании огромного пакета услуг по скачиванию любого легального контента через официальных провайдеров. Выглядеть в реальности вскоре эта опция будет следующим образом – любой желающий покупает в магазине обычную приставку, которая через спутник или Интернет позволяет платно скачать любое аудиовизуальное произведение, сохранив его в памяти устройства. Пока этих приставок нет в продаже, и сами провайдеры не очень готовы развить этот рынок услуг. Но долго ждать не придется. Что, в свою очередь, означает, что провайдеры будут отчислять роялти тому правообладателю, чей контент был скачен. Главное в этом случае, чтобы не повторилась история с кинопрокатом, и нельзя разрешать провайдерам оставлять львиную долю прибыли себе, возвращая правообладателю гроши. Но это процесс, который со временем отрегулируется.  Так же в программе реформирования следует предложить государству открыть несколько государственных анимационных студий, наделить их соответствующим бюджетом для производства авторских и полнометражных анимационных фильмов. Что, в свою очередь, позволит закрепить и развить технологии создания современного отечественного анимационного кино, и поднять его качество на должный конкурентоспособный уровень.    ПОСТСКРИПТУМ  Все, высказанное в этом материале, по сути своей – мечты. Понятно, что никто из аниматоров, сценаристов, режиссеров и продюсеров не будет разрабатывать какие-то программы реформ для спасения отечественной анимационной индустрии. Государству и дальше будет наплевать на перекос в распределении средств между правообладателем и кинопоказом, и не выделит оно больше средств на авторскую анимацию, и как были у нас все ДВД пиратские – так и останутся. Никто не будет ничего делать. Но хотя бы напоминать о том, что все могло бы быть иначе – надо. Вдруг где-то кому-то на том уровне, где все - возможно, покажется, что пришла пора что-то изменить?   Текст статьи опубликован на ресурсе Рендер.ру Автор: Андрей Гончаров,продюсер и сценарист.

2 комментария

avatar
у меня к вам личная просьба, не стоит ничего подобного сюда писать больше
avatar
Так уберите тогда их из сообщества. И наслаждайтесь красотой слога объявлений.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.